Харви Мейсон-младший, генеральный директор Академии звукозаписи, несколько месяцев назад произвел фурор. Он объявил, что престижная премия Грэмми этой организации наконец-то будет принимать музыку, созданную с помощью искусственного интеллекта. Сначала люди были в замешательстве, а затем Мейсон разъяснил, что он имел в виду. Дело в том, что только люди могут подавать заявки на награды, при этом используя ИИ в своем творческом процессе.
«Это немного тонкая грань, но она будет развиваться. Я надеюсь, что мы сможем продолжать праздновать человеческое творчество на самом высоком уровне».
Противоречия
Рост ИИ поглотил искусство, как и Кремниевую долину. Все размышляют: заменит ли меня ИИ? А в музыке — что будет с авторскими правами? Роялти? Что будет с упорным трудом, который я вложил в свое ремесло? Мейсон сказал, что действительно есть опасения, которые уже охватили отрасль. Некоторые люди напуганы и нервничают, в то время как другие взволнованы и оптимистичны. Некоторые артисты отправляют письма с требованием прекратить поддержку ИИ-контента, в то время как другие принимают свои ИИ — до тех пор, пока им платят.
«Я искренне верю, что ИИ в музыке вообще не должно существовать», — сказал музыкант Devante, the Artist. «ИИ должен использоваться только для простых повседневных задач. Для меня, как для артиста, в наши дни очень реальна идея «ИИ захватывает мир». Музыка — это мой мир, и теперь кому-то слишком легко выдать себя за то, чем я занимался всю свою жизнь».
«Я думаю, что многие музыканты, особенно те, кто не «добился успеха», смотрят на ИИ с точки зрения «стакан наполовину пуст», — сказал музыкант, который также работает в крупной технологической компании. Он попросил не называть его имени, поскольку у него не было разрешения от работодателя говорить по этому вопросу. «Точно так же, как промышленная революция не привела к массовой безработице, а на самом деле совсем наоборот, больше творческих людей, особенно музыкантов, должны пересмотреть свое мышление и поддаться ему».
ИИ и законодательство
ИИ уже используется в музыке, в основном в процессе мастеринга и выравнивания звуков. Сейчас самые большие проблемы в отрасли — это обеспечение того, чтобы люди получали правильные разрешения на использование работы артиста, чтобы люди были указаны отдельно от ИИ, и чтобы люди получали справедливую оплату, будь то авторские права, на которых обучается ИИ, или образ артиста. Также есть проблема обеспечения этих мер защиты во всей отрасли.
Мейсон стал одним из инициаторов кампании «Художественное творчество человека», призванной решить некоторые из этих проблем и выступить за введение дополнительных ограничений в отношении использования ИИ.
Он был связан с законом Элвиса, принятым в Теннесси, который дает артистам большую защиту от несанкционированного использования их голосов. Он также поддерживает закон No AI Fraud Act и закон No FAKES Act, который будет защищать образы создателей от подделок с использованием искусственного интеллекта.
Это неотложное дело, которое движется быстрее закона. В этом месяце Дональд Трамп оказался в сложной юридической ситуации после использования несанкционированных изображений ИИ Тейлор Свифт для продвижения своей президентской кампании. В то время Закон об Элвисе настолько новый, что нет прецедента того, как его можно было бы использовать для защиты артиста вроде Свифт в этой ситуации.
Стремление к большему законодательству в музыкальной индустрии весьма интересно, учитывая тот факт, что эта тема вызвала много споров в Кремниевой долине. Некоторые поставщики ИИ в США выступают за более либеральное отношение к технологии на ранних этапах ее развития и считают, что слишком много ограждений могут помешать инновациям. Другие смотрят на это с точки зрения общества, желая защиты от воздействия, которое неконтролируемый ИИ может оказать на людей. Правительства по всей территории США — и даже на национальной сцене — сейчас борются за это.
Devante, the Artist чувствует, что существует разрыв между тем, что делается для регулирования ИИ, и тем, что должно быть сделано. Он хочет, чтобы развитие ИИ замедлилось или чтобы появились инновации, которые помогут защитить музыку. Например, это может быть фильтр, который может отличать вокал ИИ от человеческого.
«Что касается нашей отрасли и творческого сообщества, то здесь все еще есть опасения», — сказал Мейсон. «Есть неопределенность, потому что, похоже, просто нет никаких мер защиты».
В 2020 году, когда Мейсон впервые стал президентом Академии звукозаписи, ИИ едва ли был темой для обсуждения. Затем, в 2023 году, все начало меняться. Deepfake песня с обученным, несанкционированным вокалом ИИ от Drake и Weeknd стала вирусной. Поклонникам она понравилась, и человек, создавший песню, говорил о возможном выдвижении песни на Грэмми. Академии пришлось действовать быстро, имея дело с чем-то, с чем она никогда раньше не сталкивалась.
Песня была признана неподходящей для Грэмми и была удалена, но ее наследие жило. Самая громкая ситуация с ИИ с тех пор по иронии судьбы также была связана с Дрейком. Во время вражды Дрейка и Кендрика Ламара первый использовал несанкционированный вокал ИИ покойной иконы хип-хопа Тупака в попытке дисс-трека против Ламара и немедленно получил угрозу от наследников Тупака за использование его образа без разрешения.
Тем временем продюсер Metro Boomin, у которого также есть сомнения по поводу Дрейка, создал AI-песню под названием «BBL Drizzy», от которой фанаты в восторге, даже узнав, что это был AI. Мейсон сказал, что потребители не всегда будут знать, когда что-то является AI, и не всегда будут читать титры, чтобы узнать это. Он также обозначил, что многие потребители, похоже, не особо заботятся о том, используется ли AI в музыке или нет, что является еще одной причиной, по которой защита создателей так важна.
В то же время Мейсон считает, что люди просто эволюционируют, чтобы жить с ИИ, так же, как они адаптировались почти ко всем другим новым формам технологий. Много лет назад артистам приходилось учиться использовать синтезаторы или сэмплировать музыку. Последнее было особенно проблемой, так как некоторые артисты просто сэмплировали музыку другого человека без разрешения. В конце концов, индустрия вернулась и придумала стандартный способ распределения кредита и роялти.
«Мы создадим великолепную музыку с помощью новой технологии», — сказал Мейсон об ИИ. «Но я просто хочу убедиться, что это будет сделано честным способом по отношению к людям-криэйторам».